Настройки

Настройки

Размер шрифта:

Интервал между буквами (Кернинг):

Изображения:

Цветовая схема:

a a a

МБОУ «СШ №4» г.Десногорска Смоленской области

Директор

8 (48153)7-17-95

Секретарь

8 (48153)7-17-95

216400, Смоленская область, город Десногорск, 3 мкр.

Посмотреть на карте

                                      

Формирование ответственного и позитивного родительства

25.03.2022

Одно из современных направлений социальной политики Российской Федерации, закреплённых в Конституции государственной социальной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2014 г. № 1618-р.

В современном мире необходимо учить родителей быть родителями. В результате активных действий в этом направлении может быть решён ряд проблем общества: снижение количества разводов, повышение культурного уровня взрослого и детского населения, формирование условий для самостоятельного решения семьёй своих социальных функций.

В области образования просветительская работа с родителями помогает решать вопросы государственно-общественного управления, независимой оценки качества образовательных услуг, и в целом «повернут» родителей лицом к школе, совместно искать решения возникающих проблем.

«В семье закладываются корни, из которых вырастают потом и ветви, и цветы, и плоды. На моральном здоровье семьи строится педагогическая мудрость школы».

В. А. Сухомлинский.

Будущее наших детей напрямую зависит от нас, взрослых - родителей и педагогов и того, с какой долей ответственности мы подойдем к вопросу их воспитания. Понятие «воспитание» включает в себя несколько аспектов. Это взаимодействие семьи и школы в духовно-нравственном воспитании детей, и здоровье наших детей, и роль отца в воспитании детей и многое другое.

В современных условиях деятельность каждого педагога нацелена на переосмысление, что и как ты делаешь и поиск верного пути дальнейшего продвижения в профессии, в качественной организации образовательного и воспитательного процесса. 

Воспитание детей родителями в интересах ребенка означает, что родители должны, прежде всего, заботиться о благополучии ребенка и его развитии, воспитывать своих детей таким образом, чтобы они смогли добиться хороших результатов в учебе, в отношениях с друзьями, в социализации в обществе. Дети добиваются наилучших результатов, если родители относятся к ним с теплотой и поддержкой, уделяют им много времени, понимают и принимают их жизнь и поведение, поощряют открытое общение и адекватно реагируют на нарушение дисциплины, объясняя возможные последствия и не прибегают к суровым наказаниям.

Родители должны обеспечивать своим детям:

1.  заботу (что означает удовлетворение потребности ребенка в любви, теплоте и безопасности);

2. руководство (что означает регулярное со стороны родителей обеспечение детям чувства безопасности и предсказуемости и при этом необходимой гибкости в воспитательных подходах и отношениях);

3. признание (что относится к потребности каждого ребенка в том, чтобы его увидели, выслушали и оценили как личность);

4. развитие способностей (что направлено на укрепление осознания ребенком своих возможностей и самостоятельности).

2. Задачи ответственного родительства.

Семья и школа - это два социальных института, от согласованности действий которых зависит эффективность процесса воспитания ребенка.

В процессе формирования юной личности семья играет главенствующую роль. Именно в семье формируются основные черты характера ребенка, его привычки. И каким будет ребенок, благополучным или нет, зависит от родителей, т.к. к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Зачастую семья передает эстафету воспитания школе, тем самым, самоустраняясь от процесса воспитания ребенка, как личности.

В функции школы входит информирование, поддержка учащихся и родителей, в свою очередь семья должна реагировать и помогать школе.  Родителям и школе нужно искать и находить в  ребенке, что-то хорошее и индивидуальное и совместно работать над развитием.

По требованиям ФГОС необходимо создать единое воспитательное пространство, в которое будут входить и школа и семья.

Следует исходить из того, что ответственный родитель – это не то же самое, что родитель добрый или заботливый.

Добрый родитель может, к примеру, будучи расположенный к ребенку, предоставлять ему высокую степень самостоятельности, что в некоторых случаях равнозначно забвению многих важных сторон его жизни. В категорию заботливых родителей входят, как правило, те, кто уделяет ребенку повышенное внимание, следит за его здоровьем, за тем, чтобы ребенок «был не хуже других», но при этом недостаточно занимается развитием его характера, духовной жизни. Ответственное родительство – это, прежде всего, сбалансированность разных сторон воспитания, высокая степень доверия в отношениях с ребенком, способность и желание поддерживать его материально, но не в ущерб его образованности, развития его личностных качеств. Необходимо принимать во внимание тот факт, что ответственное родительство – это не состояние, а процесс.

Ключевые компоненты ответственного родительства.

1.Коммуникативный. Родитель регулярно должен общаться с ребенком, находится в курсе его интересов и предпочтений. Родитель готов делить с ребенком некоторые из его интересов, а также в разумных пределах влиять на них, корректировать.

2.Эмоциональный. Родитель не просто общается с ребенком, но и сопереживает ему. Он готов выслушать ребенка, говорить на важные для него темы, выступая в роли советчика или помощника. Эмоциональное взаимодействие предполагает ответную реакцию ребенка, его желание открыться родителю, обсудить с ним свои проблемы, рассказать ему о своих переживаниях.

3. Нормативный. Полноценная социализация ребенка, усвоение им социальных норм и правил – принятых в обществе предписаний и табу. В этом направлении родитель выступает для ребенка как эксперт, имеющий полноценный взрослый опыт взаимодействия с социальными институтами – опыт, которого у ребенка нет, и как пример для подражания.

4. Экономический. В обществе, где велика доля бедных или околобедных слоев, материальное обеспечение зачастую вырастает в проблему, затмевающую собой все остальные. Ребенка необходимо достойно одевать, у него должны быть карманные деньги. В ряде случае необходимо оплачивать обучение детей, которое в нынешнем российском обществе все чаще становится платным.

5. Охранительный. Одной из самых важных задач родителя является сохранение и укрепление здоровья ребенка и самой его жизни. Это также весомая задача, если учесть, что в российском обществе здравоохранение в целом и забота о детях, в частности во все большей степени становятся тоже платными.

6. Духовный. В условиях смены ценностных ориентиров важно, чтобы ребенок оказался способным усвоить базовые жизненные ценности, одинаково важные для обществ любого типа – жизнь, здоровье, семья, культура страны и общества, в котором он живет. Передача базовых ценностей зачастую оказывается более сложной проблемой, чем, к примеру, охрана здоровья ребенка. Даже находясь в семье, ребенок находится под влиянием мощных информационно - ценностных потоков, не всегда согласующихся с родительскими наставлениями, – телевизионной рекламы, группы сверстников, интернета и других агентов социализации. Мировой опыт изучения жизни людей показывает, что воспроизводство базовых ценностей может стать управляемым процессом, но это происходит только в том случае, если в сохранении духовного наследия заинтересовано общество в целом. А это значит что именно от родительского сообщества, которое является большинством в нашей стране, должен исходить социальный заказ государству на то, какие базовые ценности и каким образом мы будем их передавать детям.

Вот такие задачи стоят перед родителями.

Но чтобы их успешно решать, должны быть еще определенные условия, от наличия которых у разных родителей получается решать эти задачи по разному,  главным условием    ответственного родительства является зрелость самих родителей, что означает способность человека нести ответственность, прежде всего, за свою жизнь, за свои поступки. Тогда он сможет стать ответственным родителем. Если этого нет, то как-то странно ждать от него ответственности в отношении детей. Должна быть нравственная и гражданская зрелость. Именно когда человек созрел как личность, как профессионал, он и работу себе найдет и жилье какое-то организует, и правильно построит отношения в семье и каких-то помощников себе найдет в лице бабушек ,дедушек, нянь и так далее.

Бесспорно следующим Условием правильного воспитания, счастливого детства, источником благополучия ребенка в семье является любовь к нему родителей. Дети очень чутко реагируют на любовь и ласку, остро переживают их дефицит. Живя в семье, по словам В.А.Сухомлинского, ребенок должен быть, уверен, что его, кто-то очень, очень любит, и он тоже кого-то любит безгранично. Такая любовь создает чувство душевного комфорта, защищенности. При этом ребенок легко овладевает знаниями, активнее постигает мир. У него свободнее раскрываются дарования, он увереннее определяет свою дорогу в жизни, выбирает друзей. Истинная родительская любовь формирует чувство долга, отзывчивости, учит человека культуре чувств, пониманию добра, помогает понять главный моральный принцип: человек человеку друг и брат

3. Принципы ответственного родительства.

Когда мы говорим об ответственном родительстве речь идет, в первую очередь о том, что родители должны заботиться и думать о своем ребенке, уделять ему должное внимание, помогать ему развиваться, поддерживать на жизненном пути, защищать и оберегать.

Чтобы стать ответственными родителями достаточно усвоить три основных умения:

·         активно слушать, т.е. уметь слышать, что ребенок хочет вам сказать;

·         уметь выражать собственные чувства и слова доступно для понимания ребенка;

·         использовать принцип «оба правы» (или «выиграть – выиграть») для разрешения конфликтных ситуаций, т.е. уметь договариваться с ребенком так, чтобы результатами разговора были довольны оба его участника.

4. Из опыта формирования культуры ответственного родительства.

Осмыслив требования Стандарта, выстраивается система работы с родителями. Опираясь на свой опыт, я сделала вывод, что прежде чем научить чему-то ребёнка, надо научить этому его родителей.

В настоящее время я работаю воспитателей обучающихся 4 класса. Задачами своей работы в рамках данного направления считаю: повышение социального статуса и общественного престижа отцовства, материнства, многодетности, в том числе опекунов, воспитывающих детей с ОВЗ; поиск и применение эффективных моделей педагогического сопровождения семейного воспитания; профилактика семейного неблагополучия; популяризации лучшего опыта воспитания детей в семья и др.

Свою работу строю по трем основным этапам: аналитико-диагностический, деятельностный, рефлексивный.

  • Аналитико-диагностический этап включает:

паспортизацию семей и детей группы; составление характеристик семейных ситуаций; комплексная диагностика (педагогичесая, социально-педагогическая и психологическая) семьи и детей, воспитывающихся в ней; выявление позитивного опыта семейного воспитания.

  • Деятельностный этап включает:

вовлечение родителей в совместную деятельность по духовному, нравственному, трудовому, физическому воспитанию детей; использование в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания, повышение их престижа (через вручение благодарностей); организацию совместной социально значимой деятельности и досуга родителей и детей; оказание практической поддержки родителям в повышении родительской компетентности, воспитательного потенциала семьи и ответственного родительства; активное включение родителей в процесс формирования социального опыта у детей, коммуникативных навыков и умений, гармонизации детско-родительских отношений и др.

Формы и методы работы: систематическое информированное родителей о жизни ребёнка в школе-интернате; индивидуальные профилактические беседы о формах и методах воспитания, как с матерями, так и с отцами; беседы о согласовании режима питания, труда и отдыха дома с тем, чтобы сохранить здоровье ребёнка; проведение цикла этических бесед с родителями ( «Как правильно разговаривать с ребенком», «Пример матери и отца в воспитании ребенка», «Путь к здоровью ребенка лежит через семью», «Особые дети – особое общение», «Детский труд: с желанием и без напоминания»); проведение деловой игры «Секреты семейного благополучия», литературной гостиной «Читаем всей семьей»; организация выставки тематических творческих работ; привлечение родителей к участию в спортивных праздниках, днях Здоровья. Организация участия родителей и законных представителей в социально значимых мероприятиях: проект «Письмо солдату», проект «Пусть книга всех объединит!», акция «Бессметный полк», акция «Георгиевская ленточка», праздник «День Матери», областной марафон «Семья, рожденная из сердца», интернет-парад «Парад первых лиц, парад мам», «Краски жизни» и др.

  • Рефлексивный этап включает: анализ достигнутых результатов в

работе с семьями и воспитанниками; анализ своей профкомпетентности.

5. Вывод.

Подводя итоги, можно говорить о том, что родительство как отдельная категория современного общества, базируется в первую очередь на культурном пласте современной семьи, и именно формирование культуры ответственного родительства, позволит современному родителю выстроить грамотный процесс развития, воспитания несовершеннолетнего. Внутрисемейное влияние как первоначальная основа развития ребенка с ОВЗ позволит сформировать основы для его социализации.

Цель ответствненного воспитания - развить в детях склонность к сотрудничеству, а не покорности.

Размышляя о будущем наших детей, мы всегда хотим для них лучшего. Мало кто мечтает, чтобы его ребенок вырос пассивным, не готовым преодолевать трудности, неуверенным в себе и ведомым. Страшно представить – но именно такими лепит людей из податливого детского материала неправильное воспитание.

О позитивном воспитании детей не слышал только ленивый. Цель настолько благая, что хочется немедленно начать применять его методы на практике.

Назад

Контакты

Директор

Антошина Ольга Валентиновна

dssh4@yandex.ru

8 (48153)7-17-95

Секретарь

Козлова Наталья Николаевна

dssh4@yandex.ru

8 (48153)7-17-95

E-mail: dssh4@yandex.ru

216400, Смоленская область, город Десногорск, 3 мкр.