МБОУ «СШ №4» г.Десногорска Смоленской области

Директор

8 (48153)7-17-95

Секретарь

8 (48153)7-17-95

216400, Смоленская область, город Десногорск, 3 мкр.

Посмотреть на карте

Методическое сопровождение

1.      В чём заключается новизна ФГОС?

Федеральный государственный образовательный стандарт – принципиально новый документ для отечественной школы. ФГОС  формирует все важнейшие стороны работы школы, определяет уклад школьной жизни.

Ключевые особенности ФГОС общего образования:

§  ценностно-нормативная основа разработки и реализации ФГОС общего образования – Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

§  ориентация на становление личностных характеристик выпускника, зафиксированных в «портрете выпускника» соответствующей ступени образования;

§  учет образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

§  повышение роли родителей (законных представителей) обучающихся в проектировании и реализации основной образовательной программы по ступеням обучения. 

1.      В чём заключается новизна ФГОС?

Федеральный государственный образовательный стандарт – принципиально новый документ для отечественной школы. ФГОС  формирует все важнейшие стороны работы школы, определяет уклад школьной жизни.

Ключевые особенности ФГОС общего образования:

§  ценностно-нормативная основа разработки и реализации ФГОС общего образования – Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

§  ориентация на становление личностных характеристик выпускника, зафиксированных в «портрете выпускника» соответствующей ступени образования;

§  учет образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

§  повышение роли родителей (законных представителей) обучающихся в проектировании и реализации основной образовательной программы по ступеням обучения.

2.      Как изменится деятельность учителя при переходе на ФГОС ООО?

Основные изменения в деятельности педагога коснутся следующих направлений:

Ø  изменения в подходе к разработке рабочей программы по предмету;

Ø  реализация деятельностного подхода на уроках и внеурочных занятиях, построение обучения на принципах развивающего обучения;

Ø  обязательное участие обучающихся в проектной деятельности по предмету;

Ø  оценка предметных результатов с позиции оценки способности учащегося решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи;

Ø  оценка метапредметных результатов освоения программы;

Ø  включение учащихся в процесс оценивания через контрольно-оценочную самостоятельность и самооценку.

Ø  Сегодня учитель уже не является ретранслятором тех знаний, которыми он обладает. У него появляется совершенно другая функция. Его задача – помочь ребенку ориентироваться в огромном объеме информации, дать ему возможность принимать правильные решения. Для этого учитель должен говорить с ребенком на одном языке.

3.      В чём заключаются новые подходы к оценке результатов образования?

Введение новых стандартов предусматривает значительные изменения в оценочной деятельности учителя.

ФГОС нового поколения декларирует следующие новшества в оценивании:

Ø  оцениваются все виды результатов: личностные, метапредметные, предметные. При этом оценка личностных результатов в рамках ОУ возможна только в ограниченной форме, т.е. оцениваются лишь некоторые результаты на основе наблюдения за поведением школьников и анкетирования;

Ø  большую роль в оценивании должна играть самооценка и взаимооценка. А это означает, что потребуется разработать критерии оценки и эталоны для организации этого вида деятельности. Кроме того, при проектировании уроков учителю необходимо предусмотреть выделение оценивания в отдельный этап;

4.Как осуществлять оценку метапредметных результатов учителю-предметнику ОДНКНР?

В Примерной основной образовательной программе ОО для основной школы в п. 1.3.3. даны общие рекомендации по организации оценки метапредметных результатов. Учителю следует обратить внимание на следующие ключевые моменты:

Ø  оценка достижения личностных УУД не входит в компетенцию педагога. На основе наблюдения за поведением учащихся и анкетирования возможно лишь оценить некоторые отдельные результаты (ограниченная оценка);

Ø  для оценки сформированности УУД служат промежуточные и итоговые комплексные работы -в ОДНКНР их нет Только мониторинг и портфолио. Материалы для таких работ будут разработаны на федеральном уровне;

5.Каким требованиям должна соответствовать рабочая программа по предмету ОДНКНР?

Рабочие программы составляются по ФГОС ООО и ПО ОП  ООО с учетом ООП школы

Примерные программы не могут использоваться в качестве рабочих, поскольку не задают последовательности изучения материала и распределения его по классам или годам обучения. Авторы рабочих программ могут предложить собственный подход к структурированию учебного материала и определению последовательности его изучения.

6.Как ОДНКНР обеспечивает  реализацию  воспитательной составляющей ФГОС?

Одним из способов реализации воспитательной составляющей ФГОС может быть интеграция общего и дополнительного образования через организацию внеурочной деятельности.

Содержательным механизмом такой интеграции является реализация Программы воспитания и социализации.

В качестве организационных механизмов такой интеграции могут быть:

Ø  разработка и реализация совместных программ внеурочной деятельности в таких формах, как социальное проектирование, коллективные творческие дела, социальные проекты, общественные акции и т.д., направленные на решение воспитательных задач;

Ø  кооперация ресурсов и обмен ресурсами учреждений общего и дополнительного образования детей (интеллектуальными, кадровыми, информационными, материально-техническими и др.);

Ø  предоставление услуг (консультативных, информационных, технических и др.);

Ø  совместная экспертиза качества внеурочной деятельности.

7.В чём особенности организации внеурочной деятельности? Можно ли ставить знак равенства между внеурочной деятельностью и дополнительным образованием детей? Какова должна быть наполняемость групп при организации внеурочной деятельности?

Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.

8.Кто определяет содержание внеурочной деятельности и как она должна фиксироваться?

Ответ прост: школа и учитель в частности

Общеобразовательное учреждение (далее– самостоятельно выбирать направления внеурочной деятельности, определять временные рамки (количество часов на определённый вид деятельности), формы и способы организации внеурочной деятельности.

В качестве организационного механизма реализации внеурочной деятельности в образовательном учреждении может быть использован план внеурочной деятельности. Под планом внеурочной деятельности следует понимать нормативный документ образовательного учреждения, который определяет общий объем внеурочной деятельности обучающихся, состав и  структуру направлений внеурочной деятельности по годам обучения или для ступени общего образования.

В рамках ФГОС начального и основного общего образования выделены основные направления внеурочной деятельности: спортивно-

оздоровительное, духовно-нравственное, общеинтеллектуальное,

общекультурное, социальное. Направления внеурочной деятельности являются содержательным ориентиром и представляют собой приоритетные направления при

организации внеурочной деятельности и основанием для построения

соответствующих образовательных программ ОУ.

9.Каким образом можно реализовать предметную область ОДНКНР?

Предметная область ОДНКНР может быть реализована через:

- занятия по предметной области ОДНКНР, учитывающие региональные, национальные и этнокультурные особенности региона России, включенные в часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений;

- включение в рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) других предметных областей и тем, содержащих вопросы духовно-нравственного воспитания;

- включение занятий по предметной области ОДНКНР во внеурочную деятельность в рамках реализации Программы воспитания и социализации обучающихся.

Какой вид деятельности: урочная или внеурочная, выбор учебно-методического обеспечения, включение учебных модулей относится к компетенции образовательной организации.

10.Что представляет собой системно-деятельностный  подход, который лежит в основе ФГОС?

Системно-деятельностный подход обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети добывают их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Умение увидеть задачу с разных сторон, проанализировать множество решений, из единого целого выделить составляющие или, наоборот, из разрозненных фактов собрать целостную картину, - будет помогать не только на уроках, но и в обычной жизни.

 

Контакты

Директор

Антошина Ольга Валентиновна

dssh4@yandex.ru

8 (48153)7-17-95

Секретарь

Козлова Наталья Николаевна

dssh4@yandex.ru

8 (48153)7-17-95

E-mail: dssh4@yandex.ru

216400, Смоленская область, город Десногорск, 3 мкр.